В настоящее время многих привлекает идея, заняться бизнесом, открыть свое дело и заниматься любимым и интересным (а может – и просто финансово выгодным) занятием. Однако, далеко не все воплощают в жизнь свои идеи, опасаясь неизвестности, считая данную затею утопической, требующей невероятных физических и материальных затрат.
На самом же деле, законодательством четко регламентированы действия, которые лицо должно совершить в случае принятия решения о создании юридического лица. Добавив к этому разумное предварительное планирование, полученный результат позволит начать в полной мере реализовывать свои идеи уже на практике.
Для начала необходимо определиться с организационно-правовой формой создаваемого юридического лица. Многие пытаются копировать опыт других предпринимателей с схожими видами деятельности, не представляя все плюсы и минусы выбранной формы, а также предоставляемые ею возможности. Поэтому до создания юридического лица стоить хотя бы в минимальной степени понимать отличия одной организационно-правовой формы от другой.
Согласно п. 2 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При желании заниматься бизнесом совместно с партнерами не подойдет унитарное предприятие. Так, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК).
В настоящее время наиболее актуальными являются юридические лица, действующие в форме хозяйственных обществ.
Хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»). К таким организациям законодательство относит ООО, ОДО, ОАО, ЗАО.
Хоть в создании юридических лиц различных организационно-правовых форм имеются некоторые схожести (принятие решения о создании, государственная регистрация и др.), нижеописанное будет относиться в большей мере (например, в части принятия решения о создании, проведения учредительного собрания, определение размера и состава уставного фонд и др.) к хозяйственным обществам.
Решение о создании хозяйственного общества зависит от количества учредителей и принимается до проведения учредительного собрания. Решение об учреждении хозяйственного общества может приниматься учредителями путем заключения договора о создании хозяйственного общества или в иной форме, определенной учредителями (кроме учреждения хозяйственного общества одним лицом, когда решение принимается единолично, а также учреждения акционерного общества, когда заключается договор о создании акционерного общества).
Содержание решения о создании хозяйственного общества определяется законодательством. К задачам и условиям, которые необходимо предусмотреть при создании хозяйственного общества (два и более учредителя), в частности, отнесены: определение порядка осуществления учредителями совместной деятельности по созданию хозяйственного общества, распределение обязанности по подготовке проекта устава, согласование наименования хозяйственного общества, размер уставного фонда, порядок внесения вкладов в уставный фонд, определиться с местонахождением создаваемого юридического лица, определение порядка созыва и проведения учредительного собрания и другие.
После выбора наименования юридического лица, необходимо его согласование в установленном законом порядке, для чего необходимо обратиться в регистрирующий орган с одним или несколькими вариантами наименований. Выбор способа обращения для согласования наименования определяется самостоятельно. В настоящее время возможно личное обращение, направление документов по почте, а также предоставление документов через веб-портал ЕГР.
Согласно п. 2 ст. 50 ГК, место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В тоже время для хозяйственного общества жилое помещение не может быть местом нахождения.
Размер уставного фонда определяется учредителями (учредителем) самостоятельно, кроме случаев, когда его минимальный размер определен законодательством. Например, для ОДО минимальный размер уставного фонда установлен в размере не мене 50 базовых величин, что вытекает из п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1, для ЗАО – 100 базовых величин, ОАО – 400 базовых величин (п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).
В соответствии с возложенной в решении о создании хозяйственного общества обязанностью подготавливается устав. Обязательные сведения, которые должны содержаться в уставе хозяйственного общества, закреплены в законодательстве, в том числе для каждой из указанных организационно-правовых форм.
После выполнения необходимых действий для проведения учредительного собрания, осуществляем его созыв и проведение (при наличии двух и более учредителей).
Опять же, перечень вопросов, подлежащих включению в повестку дня учредительного собрания и рассмотрению на нем, определен законодательством. Например, к таким вопросам, в частности, относятся: утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества в случае, если согласно решению об учреждении хозяйственного общества его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации, утверждение устава, образование органов управления общества и избрание их членов и другие.
После утверждения устава и подготовки необходимых документов учредитель или его представитель предоставляют их в регистрирующий орган. Обращение в регистрирующий орган возможно лично, посредствам веб-портала ЕГР, а также через нотариуса.
Получаем свидетельство о государственной регистрации юридического лица, а также, в течение 5 рабочих дней – извещение о постановке на учет в налоговой инспекции, ФСЗН, территориальном органе госстатистики и регистрации в Белгосстрахе.
На основании решения учредителей принимается на работу руководитель или заключается договор с управляющей организацией (управляющим).
Далее в рамках своих полномочий руководитель принимает на работу других работников, необходимых для выполнения тех целей и задач, которые стоят перед юридическим лицом, организует кадровый и бухгалтерский учет, а также принимает иные меры по обеспечению работы в зависимости от выбранного вида деятельности.
Для подачи отчетности в налоговые органы и органы социальной защиты необходимо получить ключ ЭЦП.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи» личный ключ ЭЦП вправе использовать его владелец. Владельцем личного ключа может быть физическое лицо или организация.
Получить ЭЦП можно в региональных регистрационных центрах республиканского удостоверяющего центра ГосСУОК путем обращения и предоставления необходимых документов.
Также после государственной регистрации разрабатываем и внедряем документы и процедуры, необходимые для деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства в части:
- охраны труда;
- защиты персональных данных;
- пожарной безопасности;
- внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (при необходимости).
В случае необходимости при осуществлении отдельных видов деятельности получаем необходимые разрешения, аттестаты, лицензии, порядок и сроки получения установлены соответствующими нормативными актами.
Правильные действия и ответственное отношение к делу при начале работы в дальнейшем поможет избежать множества проблемных ситуаций и вопросов, проявиться которые могут и спустя годы после начала деятельности организации.