Взыскание всех видов задолженности. Виды и способы.

Авторская методика взыскания разработана Юридической компанией «ШеффГрупп»

Взыскание задолженности посредством судебных органов

Самый распространенный способ взыскания задолженности — это обращение в соответствующие Экономические суды областей (г. Минска) с заявлением о возбуждении приказного производства либо о возбуждении искового производства.
Данный способ взыскания задолженности универсален и в случае вынесения судом определений в пользу Взыскателя, не требует дальнейших материальных затрат.
Данный способ взыскания задолженности будет иметь свою актуальность в следующих случаях:

  • положительная финансовая динамика организации-должника, свидетельствующая о ее возможности осуществлять свою предпринимательскую деятельность на должном уровне;
  • отсутствие действующий исполнительных производств, возбужденных должностными лицами ОПИ Министерства Юстиции Республики Беларусь либо незначительное их количество (следует обратить внимание, что исполнительных производств может незначительное количество, однако общая сумма задолженности перед другими организациями-взыскателями может быть значительной, что по естественным причинам может затруднить исполнение нового исполнительного производства);
  • сумма долга является значительной (в данном случае, если организация осуществляет предпринимательскую деятельность в положительной динамике, то ОПИ будут приниматься меры по скорейшему погашению задолженности путем принудительного списания максимально возможных сумм денежных средств в пределах суммы долга);
  • штрафные санкции (законодательными актами Республики Беларусь предусмотрены механизмы по восстановлению законных прав и интересов субъектов хозяйствования, которые включают в себя в случае несвоевременной оплаты задолженности дебитором взыскивать помимо основного долга, пеню, неустойку, убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также иные суммы, затраченные взыскателем (стоимость оказанных юридических услуг, затраты на государственную пошлину).

Подводя итог следует отметить, что обращение в судебные органы – является одним из самых распространенных способов взыскания дебиторской задолженности, однако в случае нарушения сроков исковой давности, в случае принятия решения судом в пользу должника, взыскатель понесет убытки, связанные с оплатой государственной пошлины (юридических услуг).

Обратите внимание! Юридическая компания «ШеффГрупп» оказывает услуги по взысканию любых видов задолженности с оплатой за результат

Взыскание задолженности посредством получения исполнительной надписи нотариуса

Процедура взыскания задолженности через учинение исполнительной надписи обладает рядом преимуществ, среди которых – это скорость получения исполнительного документа.
Так, при заявлении требований в исковом порядке о взыскании денежных сумм, предусмотренных в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее - Указ № 366), при наличии документов, подтверждающих бесспорность заявленных требований, соответствующий Экономический суд отказывает в принятии искового заявления на основании ХПК Республики Беларусь. Для того чтобы взыскать задолженность через нотариуса, взыскатель должен подать заявление о совершении исполнительной надписи, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные законодательством.
Нотариусы совершают исполнительную надпись только в случае подачи заявления и иных документов, которые указаны в перечне документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей. Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737.
Требуется обратить внимание, на то, что только при наличии отказа нотариуса в совершении исполнительной надписи или отсутствии установленных перечнем документов, подтверждающих бесспорность требования, требование взыскателя к должнику может рассматриваться в Экономическом суде посредством приказного производства (в случае, если заявленные взыскателем требования не оспаривается должником, но не выполняется), искового производства (в случае, если заявленные взыскателем требования оспариваются должником).
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы взыскания задолженности через учинение исполнительной надписи, являются: В рамках хозяйственных отношений, особый интерес в контексте вышеобозначенных нормативных правовых актов представляют вопросы взыскания задолженности по договорам аренды движимого и недвижимого имущества, а также договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки. Подводя итоги данного способа взыскания задолженности следует обратить внимание, что для совершения исполнителем исполнительной надписи необходимо оплатить нотариальный тариф, который зачастую, по стоимости ниже, чем государственная пошлина при обращении в Экономические суды, однако значительным недостатком является четкая установленная процедура подачи перечня документов, которые по тем или иным причинам могут отсутствовать у взыскателя либо оформлены/заверены не надлежащим образом.

Взыскание задолженности посредством налоговых органов, ФСЗН, таможенных органов

Через налоговые органы
Не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности необходимо подать в налоговую инспекцию по месту постановки на учет следующие сведения:

  • перечень дебиторов с указанием суммы задолженности;
  • копии документов, подтверждающих дебиторскую задолженность (договор, накладные и т.д. или двусторонние акты сверки расчетов);
  • копии документов, которые устанавливают срок исполнения дебиторами обязательств и свидетельствуют о пропуске ими такого срока (договор, дополнительные соглашения к нему, письменное требование об уплате долга - если договора нет или в нем не указан срок оплаты и др.).

Допускается подача заявления об уступке требования кредитора (вместе с актом сверки или иным документом, подписанным дебитором и плательщиком, подтверждающим наличие дебиторской задолженности) (подп. 2.1 п. 2 ст. 64 НК). Следует обратить внимание, что орган налоговой инспекции обязан информировать дебитора о решении взыскать налог, сбор (пошлину), пени за счет его средств. Для этого дебитору направят сообщение в виде электронного документа через личный кабинет плательщика (п. 5 ст. 64 НК).

Через ФСЗН
При наличии задолженности по взносам организация представляет в органы ФСЗН заявление с указанием в нем дебитора и его банковских реквизитов, суммы долга. При этом организация несет ответственность за достоверность указанных сведений (п. 22, абз. 6 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом от 16.01.2009 N 40 (далее - Положение N 40)).
Требует особого внимания тот факт, что дебиторскую задолженность не взыщут, если должник (П. 22 Положения N 40):

  • представит в ФСЗН документы о наличии судебного спора;
  • финансируется из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы.

Через таможенные органы
Не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей, пеней или решения по акту проверки, организация направляет в таможенный орган, осуществляющий взыскание, документы и сведения о дебиторской задолженности. Они аналогичны тем, что представляются в налоговые органы (абз. 3 ч. 1 подп. 1.5 ст. 22, ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 64 НК).
Подводя итог необходимо отметить, что данные способы являются эффективными в случае взыскания ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ платежей в виде взносов в ФСЗН, налогов, сборов, пошлин, пени) по причине отсутствия денежных средств на своих расчетных счетах, поэтому в случае, если взыскателем является организация не государственной формы собственности, к вышеуказанным способам взыскания задолженности, прибегать к данным способам взыскания задолженности будет нелогично.

Взыскание задолженности посредством взаимодействия с государственными органами и организациями

В случае, если должником является государственная организация, а в рассматриваемом случае сельскохозяйственной направленности (в том числе, если организация подлежит финансовой санации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), в независимости от ее формы собственности, за оказанием содействия рекомендуется обращаться в органы исполнительной власти (районные исполнительные комитеты, областные исполнительные комитеты).
В случаях, если же организация-должник относится к организациям, подлежащим финансовому оздоровлению, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02 октября 2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ 399), то необходимо запомнить содержание одного из его пунктов, о том что на председателей рай-, горисполкомов возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и управляющими в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве обеспечить:

  • обращение неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций к кредиторам за предоставлением реструктуризации задолженности, а также разработку бизнес-планов;
  • реализацию бизнес-планов и эффективную деятельность сельскохозяйственных организаций (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности).

В связи с этим необходимо отметить, что пунктом 16 Инструкции об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствиях (утверждена Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23.05.2019 № 141), согласно которому основаниями для обязательного снижения (лишения) начисленной премии за выполнение прогнозных показателей руководителю организации является – рост просроченной кредиторской задолженности организации более чем на 10 процентов по сравнению со сложившимся ее уровнем по состоянию на 1 января отчетного года.
Помимо указанного выше, важно помнить, что если организация находится под действием вышеуказанного Указа 399 – то организациями (зачастую) самостоятельно разрабатывается график согласно механизма реструктуризации с последующей отсрочкой и рассрочкой выплат согласно графика, при этом – в случае, когда график не разработан – это является нарушением требований Указа 399, также как и несоблюдение выплат, предусмотренных данным Указом, что в свою очередь является весомым основанием для обращения в территориальный исполнительный комитет с целью указания на данное нарушение.
Помимо информационных писем в органы местного управления и самоуправления целесообразно обращаться в иные органы и организации, такие как:

  • МАРТ Республики Беларусь (при наличии оснований для проведения проверки и приостановлении процедуры закупок организацией-должником, участиях их в тендерах),
  • МВД, ДФР КГК (при наличии имеющейся информации о нарушении руководством организации-должника норм Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также КоАП Республики Беларусь в соответствии с компетенцией указанных правоохранительных органов),
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия и его территориальные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию (с целью принятия мер к обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества; обеспечения контроля за целевым использованием средств республиканского и областного бюджетов, направленных на развитие отраслей сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности),
  • ОПИ Министерства Юстиции (в случае возбужденного исполнительного производства с целью написания ходатайств, жалоб на действия судебного исполнителя о принятии определенных мер в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»),
  • органы прокуратуры (с целью написания обращений и жалоб на действия/бездействия должностных лиц государственных органов с целью проверки в рамках прокурорского надзора за соблюдением действующего законодательства),
  • Белорусскую торгово-промышленную палату (с целью анализа внешнеэкономической деятельности организации),
  • Территориальные органы налоговой инспекции (с целью инициирования проверки обеспечения правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах),
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (с целью проверки организации на предмет рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды),
  • Министерство финансов (КРУ) (с целью привлечения внимания к организации-должнику о соблюдении финансовых интересов государства, о возможных нарушениях ведения бухгалтерского учета и иных форм отчетности, которые входят в компетенцию Министерства финансов; привлечения внимания к инициированию проверок в части касающейся соблюдения бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, его эффективного использования по всем направлениям и видам расходов),
  • МЧС (в случае нарушений норм пожарной безопасности на предприятии),
  • Территориальные Центры гигиены и эпидемиологии (с целью инициирования надзорных мероприятий за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения внешней природной среды, на оздоровление условий труда, обучения, быта в организации)

Подводя итог данного способа взыскания задолженности необходимо отметить, что данный способ не сможет в полной мере восстановить нарушенные организацией-должником нарушенные права, однако в некоторых случаях поможет сподвигнуть последних к исполнению своих обязательств либо во вступление во взаимодействие со взыскателем с целью минимизирования взаимодействия с контрольно-ревизионными органами Республики Беларусь.

Методы и тактики ведения переговоров. Авторская методика Юридической компании «ШеффГрупп»

Одним из главных направлений в сфере взыскания задолженности является непосредственное взаимодействие с руководящими лицами организации-должника, будь то личные встречи, либо телефонные переговоры. Нашими профильными специалистами применяются все четыре метода ведения переговоров:

  • Вариационный
  • Компромиссный
  • Метод интеграции
  • Метод уравновешивания

Немаловажным является не только метод, но и тактика ведения переговоров с должниками.
Тактика общения представляет собой динамическое использование говорящими речевых умений построения диалога в рамках реализуемой стратегии. Речевые приемы ведения деловых переговоров разнообразны, их существует около ста. Приведем лишь некоторые, наиболее популярные и применимые в нашей работе с должниками.

  • Тактика «странения»
  • Тактика частичного согласия (прием Сократа)
  • Тактика ссылки на факты
  • Прием композиционного построения диалога с опорой на «закон края»
  • Тактика «человеческий фактор»

Юридическая компания «ШеффГрупп» настоятельно рекомендует осуществлять предварительную проверку контрагентов и, в случаях, когда начинаются просрочки по оплатам, обращаться за профессиональной юридической помощью к квалифицированным юристам.

Наши услуги

Наши услуги

Контакты

+375 (29) 333-33-73
+375 (29) 666-10-88 sheffgrupp@gmail.com
Закрыть

Оформление заказа

Мы получили вашу заявку и свяжемся с вами в ближайшее время.
Закрыть
написать в Telegram
написать в Viber
написать в WhatsApp
сообщение в Telegram сообщение в Instagram сообщение в WhatsApp
закрыть