Самый распространенный способ взыскания задолженности — это обращение в соответствующие Экономические суды областей
(г. Минска) с заявлением о возбуждении приказного производства либо о возбуждении искового производства.
Данный способ взыскания задолженности универсален и в случае вынесения судом определений в пользу Взыскателя, не требует дальнейших материальных затрат.
Данный способ взыскания задолженности будет иметь свою актуальность в следующих случаях:
Подводя итог следует отметить, что обращение в судебные органы – является одним из самых распространенных способов взыскания дебиторской задолженности, однако в случае нарушения сроков исковой давности, в случае принятия решения судом в пользу должника, взыскатель понесет убытки, связанные с оплатой государственной пошлины (юридических услуг).
Обратите внимание! Юридическая компания «ШеффГрупп» оказывает услуги по взысканию любых видов задолженности с оплатой за результат
Процедура взыскания задолженности через учинение исполнительной надписи обладает рядом преимуществ, среди которых – это скорость получения исполнительного документа.
Так, при заявлении требований в исковом порядке о взыскании денежных сумм, предусмотренных в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее - Указ № 366), при наличии документов, подтверждающих бесспорность заявленных требований, соответствующий Экономический суд отказывает в принятии искового заявления на основании ХПК Республики Беларусь.
Для того чтобы взыскать задолженность через нотариуса, взыскатель должен подать заявление о совершении исполнительной надписи, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные законодательством.
Нотариусы совершают исполнительную надпись только в случае подачи заявления и иных документов, которые указаны в перечне документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей. Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737.
Требуется обратить внимание, на то, что только при наличии отказа нотариуса в совершении исполнительной надписи или отсутствии установленных перечнем документов, подтверждающих бесспорность требования, требование взыскателя к должнику может рассматриваться в Экономическом суде посредством приказного производства (в случае, если заявленные взыскателем требования не оспаривается должником, но не выполняется), искового производства (в случае, если заявленные взыскателем требования оспариваются должником).
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы взыскания задолженности через учинение исполнительной надписи, являются:
В рамках хозяйственных отношений, особый интерес в контексте вышеобозначенных нормативных правовых актов представляют вопросы взыскания задолженности по договорам аренды движимого и недвижимого имущества, а также договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки.
Подводя итоги данного способа взыскания задолженности следует обратить внимание, что для совершения исполнителем исполнительной надписи необходимо оплатить нотариальный тариф, который зачастую, по стоимости ниже, чем государственная пошлина при обращении в Экономические суды, однако значительным недостатком является четкая установленная процедура подачи перечня документов, которые по тем или иным причинам могут отсутствовать у взыскателя либо оформлены/заверены не надлежащим образом.
Через налоговые органы
Не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности необходимо подать в налоговую инспекцию по месту постановки на учет следующие сведения:
Допускается подача заявления об уступке требования кредитора (вместе с актом сверки или иным документом, подписанным дебитором и плательщиком, подтверждающим наличие дебиторской задолженности) (подп. 2.1 п. 2 ст. 64 НК). Следует обратить внимание, что орган налоговой инспекции обязан информировать дебитора о решении взыскать налог, сбор (пошлину), пени за счет его средств. Для этого дебитору направят сообщение в виде электронного документа через личный кабинет плательщика (п. 5 ст. 64 НК).
Через ФСЗН
При наличии задолженности по взносам организация представляет в органы ФСЗН заявление с указанием в нем дебитора и его банковских реквизитов, суммы долга. При этом организация несет ответственность за достоверность указанных сведений (п. 22, абз. 6 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом от 16.01.2009 N 40 (далее - Положение N 40)).
Требует особого внимания тот факт, что дебиторскую задолженность не взыщут, если должник (П. 22 Положения N 40):
Через таможенные органы
Не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей, пеней или решения по акту проверки, организация направляет в таможенный орган, осуществляющий взыскание, документы и сведения о дебиторской задолженности. Они аналогичны тем, что представляются в налоговые органы (абз. 3 ч. 1 подп. 1.5 ст. 22, ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 64 НК).
Подводя итог необходимо отметить, что данные способы являются эффективными в случае взыскания ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ платежей в виде взносов в ФСЗН, налогов, сборов, пошлин, пени) по причине отсутствия денежных средств на своих расчетных счетах, поэтому в случае, если взыскателем является организация не государственной формы собственности, к вышеуказанным способам взыскания задолженности, прибегать к данным способам взыскания задолженности будет нелогично.
В случае, если должником является государственная организация, а в рассматриваемом случае сельскохозяйственной направленности (в том числе, если организация подлежит финансовой санации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), в независимости от ее формы собственности, за оказанием содействия рекомендуется обращаться в органы исполнительной власти (районные исполнительные комитеты, областные исполнительные комитеты).
В случаях, если же организация-должник относится к организациям, подлежащим финансовому оздоровлению, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02 октября 2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ 399), то необходимо запомнить содержание одного из его пунктов, о том что на председателей рай-, горисполкомов возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и управляющими в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве обеспечить:
В связи с этим необходимо отметить, что пунктом 16 Инструкции об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствиях (утверждена Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23.05.2019 № 141), согласно которому основаниями для обязательного снижения (лишения) начисленной премии за выполнение прогнозных показателей руководителю организации является – рост просроченной кредиторской задолженности организации более чем на 10 процентов по сравнению со сложившимся ее уровнем по состоянию на 1 января отчетного года.
Помимо указанного выше, важно помнить, что если организация находится под действием вышеуказанного Указа 399 – то организациями (зачастую) самостоятельно разрабатывается график согласно механизма реструктуризации с последующей отсрочкой и рассрочкой выплат согласно графика, при этом – в случае, когда график не разработан – это является нарушением требований Указа 399, также как и несоблюдение выплат, предусмотренных данным Указом, что в свою очередь является весомым основанием для обращения в территориальный исполнительный комитет с целью указания на данное нарушение.
Помимо информационных писем в органы местного управления и самоуправления целесообразно обращаться в иные органы и организации, такие как:
Подводя итог данного способа взыскания задолженности необходимо отметить, что данный способ не сможет в полной мере восстановить нарушенные организацией-должником нарушенные права, однако в некоторых случаях поможет сподвигнуть последних к исполнению своих обязательств либо во вступление во взаимодействие со взыскателем с целью минимизирования взаимодействия с контрольно-ревизионными органами Республики Беларусь.
Одним из главных направлений в сфере взыскания задолженности является непосредственное взаимодействие с руководящими лицами организации-должника, будь то личные встречи, либо телефонные переговоры. Нашими профильными специалистами применяются все четыре метода ведения переговоров:
Немаловажным является не только метод, но и тактика ведения переговоров с должниками.
Тактика общения представляет собой динамическое использование говорящими речевых умений построения диалога в рамках реализуемой стратегии. Речевые приемы ведения деловых переговоров разнообразны, их существует около ста. Приведем лишь некоторые, наиболее популярные и применимые в нашей работе с должниками.
Юридическая компания «ШеффГрупп» настоятельно рекомендует осуществлять предварительную проверку контрагентов и, в случаях, когда начинаются просрочки по оплатам, обращаться за профессиональной юридической помощью к квалифицированным юристам.